Продуманный сценарий по экологии для детей «Природа наш дом» будет полезен в школе, в Доме культуры, в библиотеке, как познавательный устный журнал юных экологов.
Этот сценарий по экологии для детей вы можете отредактировать, чтобы внести свою информацию о природе родного края.
Сценарий мероприятия по экологии «Природа наш дом»
Место события украшено изображениями родной природы. В записи слышны голоса птиц. Учащиеся читают отрывки из стихотворений на тему «природа» (на выбор учеников или организатора).
- Чтение стихов (2-3 стихотворения о природе)
Ведущий. Чудесные пейзажи — дубовые рощи, березовые рощи, леса — встают перед глазами, когда слушаешь песни птиц. Но вся эта красота может исчезнуть. Почему? (Ответы учащихся на вопрос.) Вот в этой книжечке (показывает книгу «Конституция РФ»), важнейшем документе нашего государства, написано:
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 42, статья 58 Конституции РФ).
Человек наносит природе большие и малые раны. Биологи всего мира забили тревогу: природа в опасности! Если в дом приходит беда, а природа наш с тобой дом, то никто не должен оставаться равнодушным. Нам нужно спешить, чтобы помочь. А как это сделать?
1-й ученик. В школе мы узнали о правилах поведения в школе и общественных местах. Но в природе все же есть правила поведения. Давайте вспомним их.
Представители от каждой звезды называют одно из правил поведения в природе.
2-й ученик. Не ломайте деревья и кусты.
3-й ученик. Не рвать цветы.
4-й ученик. Не разжигайте огонь в неразрешенных местах.
5-й ученик. Не уничтожайте лягушек, змей и других животных.
Выходит мальчик, который хочет сорвать цветок в цветочном горшке.
6-й ученик. Остановись! Что ты делаешь? Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка — это маленькая рана, нанесенная природе. А если одну рану нанесете вы, вторую — ваш друг, третью, четвертую, пятую — другие — что будет с природой?
7-й ученик. Если я сорву цветок, ты сломаешь ветку, если земля потеряет все растения… Чем мы будем дышать?
8-й ученик. С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов, загрязняются воздух и вода. Растения и животные уничтожаются.
9-й ученик. Многие растения и животные, которые раньше были довольно обычными, теперь стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Это сигнал опасности, просьба о помощи.
Выходят учащиеся, изображающие обитателей Красной книги: черного аиста, бурого медведя, кувшинку, глухаря.
Водяные лилии белые и желтые— многолетние водные травянистые лекарственные растения, цветущие в июле и августе. Цветы радуют людей своей красотой. Ночью они уходят под воду. По этим цветам можно определить погоду: если пасмурно, они и днем прячутся под водой. На водохранилище много кувшинок. Растения охраняются в заповеднике.
Белена древесная – многолетнее травянистое декоративное растение. Цветки белые с приятным запахом. Ночью и во время дождя они закрываются и исчезают. Бурый медведь охраняется в заповедниках.
Самый крупный хищник — быстро бегает и плавает. Ходит по лесу осторожно и почти бесшумно. Очень любит мед. Считается, что на нашей территории проживает 100-120 особей. Бурый медведь питается ягодами черники, клюквы, малины, желудями, побегами осины, рябины, дуба. Охотится на кабана, лося, оленя, косулю. Изредка нападает на собственных животных, уничтожает ульи. Живет 15-18 лет.
Черный аист обитает в труднодоступных местах, прилетает в начале апреля, гнездится в кронах дубов, сосен, ольх. Питается лягушками. Давным-давно считалось, что черный аист приносит неприятности, поэтому его уничтожили.
Ведущий. Но это далеко не все жители Красной книги. Какие животные и растения охраняются государством?
Учащиеся отвечают, а ведущий показывает изображения растений и животных.
10-й ученик. Издана «Красная книга» С какой-то грустью и чувством личной вины листаю ее … Да, надо защищать те цветы и живность, которым грозит уничтожение.
- Дети читают стихи «Красная книга» (1-2).
Ведущий. Вопрос охраны природы, как и вопрос мира, волнует каждого жителя Земли! По решению ООН ежегодно 5 июня отмечается Международный день охраны окружающей среды. Наше государство много делает для охраны природы.
Демонстрируются кадры фильма о действиях государства по защите окружающей среды.
И что мы с вами можем сделать, чтобы каждый уголок природы стал нашим домом?
Каждая звездочка озвучивает свой слоган.
- Много леса — не уничтожать, мало леса — сохранить, нет леса — посадить.
- Чтобы вырастить дерево, нужно пять минут, чтобы его вырастить нужны десятилетия.
- Уничтожив муравейник, вы разрушите дом своих друзей.
Ведущий. А знаете ли вы мир природы, среди которого живете?
Предлагаю вам ответить на несколько вопросов.
Какое самое распространенное дерево? (Сосна.) Почему? (Нетребователен к почве, влаге. Растет в любых климатических условиях.)
Какой музыкальный инструмент делают из сосны? (Скрипка.)
Мальчик заблудился в лесу. Он заметил мхи и лишайники на соснах. Как определить стороны горизонта?
Какое дерево самое длинное? (Дуб)
Дуб – дерево древних традиций, легенд и сказок. Наши предки считали его священным деревом бога грома и молнии Перуна. Дубовая ветвь означала силу. Венок из дубовых ветвей награждали за воинские подвиги. В наших краях хлеб пекли на дубовых листьях, чтобы люди были здоровы и крепки, как дубы.
В сказке злая мачеха посылает зимой в лес маленькую девочку и велит ей принести свежие ягоды. Добрый волшебник помогает девушке и достает из-под снега ягоды. Может ли это быть на самом деле? (Да. Это брусника, клюква.)
Вы показали хорошее знание тайн родной природы, а значит, можете стать ее настоящими защитниками. Спасибо! Пусть в ваших сердцах всегда звучит чудесное пение птиц, а охрана и оздоровление окружающей среды станет не только долгом, но и одним из правил всей вашей жизни.
ВЕВЕЗА: Сценарии мероприятий