В 1920-х годах советский лидер Иосиф Сталин подарил местным евреям новое еврейское государство: Еврейская автономная область на границе с Китаем и недалеко от Хабаровска, тем не менее, была плохим планом. Хотя он существует и сегодня, только один процент населения составляют евреи.
Начало 1920-х годов было трудным временем для евреев молодого Советского Союза. Им разрешалось жить только в определенных поселениях, и они часто подвергались погромам. Только в одном нападении и политических волнениях в 1905 году погибло более 800 человек, особенно на юге и юго-западе России.
Так называемая зона расселения русских и советских евреев была фактически упразднена в 1917 году после революции, но евреи, как и другие более мелкие этнические группы, сильно пострадали от военных потрясений гражданской войны с 1918 по 1921 год, когда вооруженные группы неоднократно атаковали на них со всех сторон нападали, грабили и убивали.
Всего за три года погибло около 200 000 евреев. По крайней мере, так говорит официальная статистика . Когда в страну более или менее вернулся мир, государство также обратилось к вопросу: как быть с советским «еврейским вопросом»?
Выбор Сталина
Иосиф Сталин, принявший на себя все руководство Советским Союзом в 1924 году, считался явным евофобом. Однако он четко дистанцировался от антисемитизма, назвав его «пережитками каннибализма». Тем не менее, государство предпочитало рассматривать евреев как безобидных фермеров: основная причина заключалась в том, что торговля и предпринимательство (а в то время в этих областях работало большинство евреев) рассматривались плохо по классовым причинам.
Поэтому Сталин решил создать отдельное автономное государство для евреев в составе Советского Союза. Кроме того, зарождающийся «советский сионизм» должен позволить Москве не отставать от Палестины, которая формировалась в то же время. Но куда должно идти новое советское еврейское государство?
«Святая земля» в Крыму
Первым вариантом Москвы был Крым в 1926 году, где тогда проживало около 96 000 евреев. Проект достиг международного масштаба в 1929 году, когда СССР и Объединенный еврейский распределительный комитет США смогли договориться о соглашении. Эта организация хотела внести 1,5 миллиона долларов на экономическую поддержку евреев.
Первые поселки уже созданы и оборудованы для размещения новых жителей. Но вскоре возникли первые проблемы с местным населением: на полуострове грозили погромы и беспорядки.
План «Б» — еврейское государство
Разочарованный, Сталин был вынужден свернуть проект «Крым-Калифорния» и прибегнуть к альтернативному плану: отдаленным районам Сибири и Дальнего Востока. По крайней мере, тогда не было бы конфликтов из-за отдельных участков земли.
В 1928 году первые еврейские семьи переехали в устье Амура: в деревню Тихонка (нем. маленькая, тихая деревня). В результате возник город Биробиджан – нынешняя столица Еврейской автономной области.
Здесь были еврейские журналы, публиковавшие еврейскую поэзию и прозу. Новую родину все чаще называли «Советской Палестиной» – долгожданной родиной бездомных.
Что-то пошло не так
Но: новое советское еврейское государство едва ли вышло за рамки вывесок и печатных материалов на идише. Путь в Биробиджан — более 6000 километров к востоку от Москвы — был долгим и трудным, а поселение было плохо организовано. Кроме того, статус региона долгое время был неясен: не республика, а всего лишь «автономный округ» в составе Хабаровского края. А в 1935 году Сталин отказался от реальной автономии маленького государства. И еврейские жители снова остались без крова.
Кроме того, по мнению Сталина, сюда нельзя было допускать ни одного еврея из-за границы. Даже когда в 1930-е годы все больше и больше еврейских семей пытались бежать от национал-социализма, который рос в Германии. До и после Второй мировой войны многие еврейские представители региона были казнены при Сталине.
Что осталось сегодня
Когда в 1948 году после окончания Второй мировой войны было основано Государство Израиль, большинство евреев, естественно, предпочли переехать туда, а не в отдаленный район Азии. Сегодня в Биробиджане проживает около 75 тысяч человек. Согласно переписи 2010 года, только один процент идентифицирует себя как евреи. Таким образом, проект «Дальневосточная Палестина» – и это ясно сегодня, спустя 90 лет после самой идеи – провалился.
© ВЕВЕЗА