Атеистический Советский Союз не праздновал православное Рождество, но вскоре руководители страны поняли, что людям нужен новый зимний праздник. В 1936 году Сталин решил устроить Новый год пышным празднованием.
Запретное Рождество
«Среди тоскливых дней труда, унижений, боли, голода и недосыпа, которыми отмечена жизнь узников сталинских лагерей, были и редкие дни радости. Как и сегодня, Рождество и Новый год были нашими любимыми и долгожданными праздниками», — говорит Татьяна Полянская, старший научный сотрудник Музея истории ГУЛАГа.
К 1936 году в сталинских лагерях находилось более миллиона человек. Советский Новый год тогда еще не был национальным праздником, поэтому Рождество там отмечали в основном, хотя и тайно: всякого, кто отмечал религиозный праздник и нарушал лагерный распорядок, ожидало суровое наказание. О таких нарушениях часто сообщали «стукачи», а малейшая неосторожность могла в лучшем случае привести к разрушению оборудования для торжеств, в худшем — «нарушителю» грозил карцер. Так что каждый действовал на свой страх и риск.
Его отмечали 24 декабря (по старому стилю, а не 7 января, как сегодня в России). В этот день нередки случаи, когда рабочее время в лагерях намеренно продлевалось, чтобы задеть чувства верующих и лишить их празднования. Однако заключенные приложили все усилия, чтобы отметить этот день, организовать празднование. и привести их сюда, чтобы сохранить хорошие воспоминания.
Ёлка и питание в лагере
К пиру нужно было готовиться очень заранее, иногда даже осенью. Еда была скромной. Все старались откладывать из посылок родственников немного продуктов, особенно тех, которые имели длительный срок хранения, например сухофрукты, муку, сахар или сушеную рыбу.
Все было тщательно спрятано, «обычно в кучах снега во дворе, потому что каждый уголок лагеря тщательно обыскивался», вспоминала Вера Прохорова, проведшая в лагере шесть лет в 1950-е годы. Ночью в печи, обогревавшей казарму, готовили такие блюда, как каши с медом и сухофруктами, сушеный картофель и даже лепешки.
Прохорова вспоминала, что время от времени ей удавалось получить от лагерного руководства новую простыню, которая якобы предназначалась для замены дырявой простыни и из которой затем изготавливалась импровизированная скатерть.
Заключенные также пытались пронести в барак сосновые ветки. Тот, кому поручали рубить дрова в тайге, в сочельник прятал под одеждой небольшую ёлку или ветку и тайно приносил ее.
В сам праздник, когда казармы закрывались на ночь, все садились есть и молиться. К столу были приглашены и неверующие коммунисты. В большинстве случаев за стол садились атеисты. Заключенные вспоминали, как представители разных конфессий и религий вместе праздновали праздники, и в рождественскую ночь возникло чувство глубокого духовного единения. Читали Евангелие и пели рождественские гимны на разных языках.
«В канун Рождества и Нового года в бараках лагеря царила волшебная атмосфера – люди разных национальностей, происхождения, «политические» и «уголовные» заключенные сближались, объединенные общим возвышенным чувством, надеждой на лучшие времена, ощущение радости самой жизни», — говорит Татьяна Полянская.
Новый год и открытки родным и близким «на улице»
Рекомендуем: Экскурсии Блокадный Ленинград в Петербурге
Однако руководство лагеря отнеслось к празднованию Нового года снисходительно и никоим образом не препятствовало заключенным в этом. Первоначально Новый год отмечали только партийная интеллигенция и атеисты. Вскоре рубеж года стал настоящим народным праздником – поводом внести в жизнь что-то хорошее.
Хотя в конце 1930-х годов лагерные условия ухудшились, а хлеба и скудного рациона было мало, люди использовали любую возможность, чтобы создать хотя бы малейшее подобие застолья. Они могли даже отказаться от банкета. Заключенные мастерили украшения для елки из всего, что могли найти, а также делали подарки и игрушки для детей в лагере (Новый год воспринимался прежде всего как праздник для детей).
Многие лагерные заключенные тоже старались порадовать своих близких на улице, рисуя поздравительные открытки: в их число входили и те, что, например, инженер Алексей Силин, отсидевший пять лет на севере из-за «антисоветских пропаганда», или Людмилу Хачатрян, восемь лет отсидевшую в лагере из-за брака с иностранцем, отправили домой.
Продолжить чтение:
- День малой Родины придумали люди без роду и без племени
- Нападки на Ленина – до и после его смерти
- Послание воинам: готовые тексты
© ВЕВЕЗА