«Рабочий и колхозница»: Как советский памятник выдержал все бури времени

«Рабочий и колхозница»: Как советский памятник выдержал все бури времени

Памятник «Рабочий и колхозница», воздвигнутый в 1937 году, является одной из самых известных советских достопримечательностей и считался «конкурентом» памятника «III» Третьего рейха. Лишь после долгого пути он нашел свое место на выставочной площадке ВДНХ.

Они стоят там вместе: мускулистый мужчина в рабочей одежде и мускулистая женщина в летнем платье, держа в руках серп и молот. Монументальное произведение искусства «Рабочий и колхозница» изначально было возведено как символ вечного единства рабочего класса и колхозницы Советского Союза. Однако статуе пришлось пройти долгий путь, чтобы добраться до того места, где она стоит сегодня.

Вдохновленный древними героями

«Рабочий и колхозница» была создана мастером соцреализма в области скульптуры Верой Мухиной для Всемирной Парижской выставки 1937 года. Поскольку Советский Союз был впервые приглашен на мероприятие такого рода, правительство во главе с Иосифом Сталиным хотело произвести неизгладимое впечатление.

При строительстве Советского павильона, венцом которого станет «Рабочий и колхозница», Мухина и архитектор Борис Иофан вдохновлялись древнегреческим дуэтом Гармодием и Аристогитоном, который убил персидского тирана и принес демократию в Афины.

Статуя
Статуя Гармодия и Аристогитона. Википедия

Рабочий и колхозник, в свою очередь, должны были символизировать победу социализма и превосходство Советского Союза над планетой. Как позже писал Иофан , эта скульптура должна была стать главным экспонатом Советского Союза на выставке, и так оно и было.

Статуя и Лев Троцкий

Анекдот также рассказывает, как враждебно настроенный инженер в процессе создания пытался обличить Мухину в письме Сталину, обвиняя ее в том, что она тайно изобразила лицо Льва Троцкого в складках колхозной одежды.

Как бы абсурдно это ни звучало, в то время это было серьезное обвинение. В разгар сталинских чисток 1937 года это утверждение могло поставить Мухину в очень трудное положение. К счастью, когда власти осмотрели статую, обвинения в конечном итоге оказались ложными.

Конкуренция за Третий Рейх

Уже во время Парижской Всемирной выставки произошло противостояние будущих врагов Второй мировой войны — СССР и Третьего рейха. Их монументальные павильоны располагались прямо друг напротив друга на главном пешеходном бульваре Трокадеро. Немецкий павильон был спроектирован нацистским архитектором Альбертом Шпеером и напоминал гигантскую цифру «III», которая вместе с орлом и свастикой символизировала Третий Рейх. Сопоставление символов советского социализма и немецкого национал-социализма было призвано в некоторой степени отразить французский юмор администрации, ответственной за всемирную выставку.

Париж
«Рабочий и колхозница» Веры Мухиной в павильоне Советского Союза на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Гетти Изображения

Некоторые критики назвали скульптуру Мухиной и Иофана шедевром, другие раскритиковали ее , назвав «безликим модернизмом». Тем не менее, и советский, и немецкий павильоны получили главный приз выставки: том.

Находим подходящее место

После окончания Всемирной выставки статую перевезли обратно в Советский Союз, где ее ждала еще одна проблема. Поскольку во Франции рабочий и колхозница были отделены от своего гигантского постамента, российскому правительству пришлось искать другое подходящее место, где можно было бы установить памятник высотой 25,5 метра.

Сначала рассматривали Рыбинскую ГЭС на реке Волге, затем Воробьевы горы в Москве, откуда ее мог бы видеть почти весь город. Но ни ту, ни другую идею реализовать не удалось.

Памятник
Московский проспект мира 1959 г. Валентин Соболев, Василий Егоров/ТАСС

В 1939 году статую наконец установили перед главным входом на открытии ВДНХ (Выставки достижений народного хозяйства) в российской столице; пусть и на подиуме в три раза меньше, чем в Париже. Это решение вызвало возмущение Мухиной, которая назвала новый пост «пнем» и заявила о потере эстетики, если статуя останется на нем. Кстати, к памятнику и на ВДНХ ведут многие экскурсионные маршруты.

Статуя как символ советского кино

Хотя Мухиной это не утешило, ее статуя в 1947 году стала достопримечательностью киностудии «Мосфильм». Поскольку каждый советский фильм того времени производился этой студией, в начале каждого фильма в качестве логотипа появлялись рабочий и колхозница с серпом и молотом.

В 2003 году статуя была тщательно закрыта во время продолжающейся реставрации и вновь была открыта только в 2010 году: на этот раз она стояла на постаменте высотой 34,5 метра, что на десять метров выше предыдущей модели. Он делает статую общей высотой 58 метров, так что теперь это пятый по величине памятник России и каждый может полюбоваться красотой стальной пары.

Используйте методические материалы и публикации авторов редакции сайта ВЕВЕЗА в своей работе. Все статьи уникальны и имеют своих авторов. Среди наших работ актуальные сценарии праздников, важных патриотических акций и событий и общественно значимых мероприятий. В творческой коллекции сценарии на Новый год, Рождество и сценарии для воспитания подрастающего поколения, советы по развитию детей и по проведению молодежного досуга.

Что будем искать? Например,Новогодний сценарий

Мы в социальных сетях