Представляем оружие Второй мировой войны противоборствующих сторон, которое потерпело неудачу и не участвовало в сражениях.
Печальная судьба пистолетов и ружей, танков и самолётов, вооружение, которые было совершенно ненужным на поле боя, по разным причинам, рассматриваем в этой статье.
1. Панджандрум – лучшее оружие вторжения
Это неуклюжее устройство предназначалось для использования против береговой обороны гитлеровского Атлантического вала. Он состоял из двух ракетных колес диаметром десять футов, соединенных цилиндром, наполненным взрывчаткой. Панджандрум был разработан Управлением по разработке различных вооружений Британского Адмиралтейства и назван в честь отрывка из бессмысленной прозы XVIII века.
Он будет запускаться с десантного корабля, разгоняться до пляжа и пробивать дыру в морской дамбе или любых других бетонных препятствиях на своем пути. Испытания 1943 и 1944 годов закончились катастрофой. Ракеты, прикрепленные к колесам, часто выходили из строя или отрывались, и «Панджандрум» шел везде, кроме прямой. В деле он никогда не использовался.
2. Круммлауф – ружье, стреляющее из-за угла.
Круммлауф представлял собой изогнутую насадку для ствола немецкой штурмовой винтовки StG 44 (StG 44), которая позволяла вести огонь из-за углов. Его форма означала, что его также можно было использовать изнутри танка для борьбы с пехотой противника, вооруженной минами или другим противотанковым оружием.
В процессе эксплуатации выяснилось, что ствольная насадка деформировалась и быстро изнашивалась от давления выстреливаемых снарядов. Кроме того, пули часто разбивались при выходе из круммлауфа. Хотя на тот момент эта концепция оказалась неудачной, она была возрождена с использованием некоторых современных видов оружия, позволяющих пользователю поражать врага, не подвергая себя опасности.
3. Маус – гигантский танк Гитлера
Panzerkampfwagen «Maus» («Мышь»), разработанный Фердинандом Порше, был высшим выражением желания Гитлера создать неразрушимый сверхтяжелый танк. Впервые он был предложен в 1942 году, но мало кто в немецком верховном командовании видел необходимость в этом 200-тонном монстре. Испытания начались в 1943 году, но с трансмиссией постоянно возникали механические проблемы.
Гусеницы приводились в движение электродвигателями, приводившимися в движение огромным авиационным двигателем «Даймлер-Бенц», но максимальная скорость едва достигала 12 миль в час. «Маус» имел броню толщиной до 240 мм и пушку калибра 12,8 см. Хотя планировалось построить 150 танков, было построено только два прототипа — два корпуса и одна башня.
4. Ковенантер – худший танк Британии
В начале Второй мировой войны британская армия имела три типа танков: легкие танки для разведки, тяжелобронированные «пехотные танки» для поддержки лобовых атак и быстрые «крейсерские танки» для использования брешей в обороне противника. Одним из последних стал A13 Mk III (Cruiser Tank Mk V) Covenanter. Он был спроектирован в 1939 году и хорошо смотрелся на чертежной доске благодаря своим большим колесам, низкому профилю и лихо наклоненной броне.
Было заказано большое количество солдат, поскольку Великобритания лихорадочно перевооружалась. Но его 2-фунтовая пушка и 30-мм броня уже превосходили его, когда он был поставлен в 1941 году, а под капотом скрывались более серьезные дефекты. У Covenanter были серьезные проблемы с охлаждением двигателя, которые так и не были решены. Он был настолько ненадежен, что никогда не участвовал в войне, а выпущенный 1771 танк использовался только для тренировок.
5. TOG – возрожденный танк Первой мировой войны
В 1939 году Министерство снабжения создало комитет из ведущих конструкторов танков времен Первой мировой войны с целью изучения текущих разработок британских танков. «Старая банда», как их называли, разработала собственную концепцию тяжелого танка, известного как TOG 1. Это была длинная, тяжелобронированная машина, способная преодолевать траншеи и местность, изрытую снарядами.
Вооружение устанавливалось в спонсонах по обе стороны корпуса. По сути, это была машина, созданная для возобновления Первой мировой войны, и она показала, насколько далек комитет от современных событий. Его трансмиссия и система рулевого управления также были излишне сложными. Второй прототип, TOG 2, отличался вращающейся башней и другими улучшениями, но танк все еще был слишком громоздким и сложным, чтобы его могло принять на вооружение военное министерство.
6. Линия Мажино – провал французской обороны
Линия Мажино была ответом Франции на перевооружение Германии в нарушение Версальского договора. Построенная между 1929 и 1939 годами и названная в честь министра обороны Франции, линия представляла собой сложную сеть крепостей, бункеров, заграждений и артиллерийских позиций вдоль границы Франции со Швейцарией, Германией и Люксембургом. Линия была продлена к северу лишь частично, поскольку предполагалось, что любая будущая попытка немецкого вторжения будет встречена и разбита в Бельгии, возможно, с помощью Великобритании.
Линия Мажино рассматривалась как разумный способ максимизировать военный потенциал ограниченного числа войск, но она также отражала статический оборонительный менталитет Франции, который был использован нацистской Германией в мае 1940 года. Как и ожидалось, гитлеровские войска вторглись в нейтральную Бельгию, но Центр атаки находился через незащищенный Арденнский лес. Линия Мажино была быстро обойдена с фланга, и французские войска потеряли равновесие из-за скорости немецкого наступления. В течение шести недель Франция капитулировала.
7. Пистолет Смита – огневая мощь для ополчения
Во время Второй мировой войны британское ополчение славилось тем, что обходилось устаревшим оружием, поскольку промышленность сосредоточивалась на снабжении регулярной армии современным оборудованием. В частности, было очень мало противотанковых орудий, и эту нехватку намеревался восполнить майор британской армии в отставке Уильям Х. Смит.
Его необычная конструкция 3-дюймовой гладкоствольной пушки была запущена в производство в 1941 году, но только после того, как были введены многочисленные улучшения безопасности.
Для стрельбы пистолет Смита нужно было опрокинуть набок – одно из его колес служило опорной плитой. Он имел низкую начальную скорость и имел точность лишь около 200 ярдов, при условии наличия боеприпасов для стрельбы, что случалось редко. Было изготовлено 4000 пистолетов, но на самом деле они имели лишь пропагандистское значение.
8. «Белый кролик» или «Нелли» – траншейно-копательная машина.
«Белый кролик» или «Нелли» — два прозвища, данные машине для рытья траншей, построенной Королевским флотом и официально известной как «Культиватор № 6». Она была основана на идее, впервые предложенной Уинстоном Черчиллем во время Первой мировой войны. который он возродил в 1939 году в качестве Первого лорда Адмиралтейства. «Нелли» предназначалась для того, чтобы прорываться к линии противника, выкапывая траншею, достаточно широкую, чтобы войска могли продвигаться сзади.
Огромная 130-тонная машина сочетала в себе плуг и цилиндрический фрезу, но не имела вооружения. Устройство, возможно, имело некоторые преимущества на Западном фронте во время Первой мировой войны, но было совершенно ненужным на поле боя Второй мировой войны, и от этой идеи в конечном итоге отказались после того, как было построено несколько машин.
9. Фау-3 – «Суперпушка» Гитлера
Vergeltungswaffe (Оружие возмездия) 3 — немецкая суперпушка, предназначенная для бомбардировки Лондона из подземного комплекса в 100 милях от Мимуека, недалеко от Кале на севере Франции. Фау-3 был построен по многокамерному принципу, при котором вторичные заряды, выстреливающие последовательно вдоль основного ствола, разгоняли снаряд до скорости, необходимой для достижения цели.
Батарея из 25 орудий была утоплена в наклонных туннелях в земле, дополнительно защищенных огромной бетонной плитой. Лондон планировалось обстреливать со скоростью 600 снарядов в час. Союзники предположили, что этот объект был частью ракетной программы Фау-2, и начали бомбардировки в конце 1943 года. Несмотря на интенсивную работу немцев по завершению проекта, он был окончательно выведен из строя в результате рейда 6 июля 1944 года, прежде чем единственный снаряд был выпущен.
10. Голиаф – робот-разрушитель
Голиаф, или Leichte Ladungsträger, — немецкая одноразовая миниатюрная гусеничная машина, предназначенная для доставки взрывного устройства с помощью дистанционного управления. Было два типа: с батарейным питанием, с зарядом 60 кг, или версия с более крупным бензиновым двигателем, которая могла переносить 100-килограммовое устройство на расстояние до 650 м от контроллера. «Голиаф» должен был использоваться против зданий, бункеров или даже вражеских войск и транспортных средств, если представится такая возможность.
Некоторые использовались для разминирования минных полей. К несчастью для немцев, тросы управления были уязвимы для перерезания, а сама машина была медленной и имела плохой дорожный просвет. С апреля 1942 по сентябрь 1944 года было построено 2650 машин, но они редко были эффективными. Немцы также экспериментировали с более крупными радиоуправляемыми машинами, которые могли сбросить заряд близко к намеченной цели, а затем удалиться на безопасное расстояние, но это тоже была пустая трата ресурсов.
11. Тяжелые бомбардировщики Люфтваффе – проект заброшен
В 1936 году в авиакатастрофе погиб начальник штаба новых Люфтваффе генерал Вальтер Вевер . Он был главным сторонником стратегических бомбардировок Германии – победы над вражеской страной посредством систематических атак на ее экономику и население. Эта идея получила распространение в Великобритании, где разрабатывались новые тяжелые бомбардировщики для бомбардировочного командования Королевских ВВС. Однако в Германии смерть Вевера – и нехватка ресурсов – привела к отказу от существующих проектов дальнего бомбардировщика. Вместо этого приоритет отдавался самолетам меньшего размера, особенно пикирующим бомбардировщикам.
Основной функцией Люфтваффе будет поддержка армии на поле боя. Отсутствие у Германии стратегических бомбардировщиков, способных нанести ответный удар британской и советской промышленности, остро ощущалось по ходу войны. Запоздалые попытки ввести в эксплуатацию ряд новых четырехмоторных самолетов не увенчались успехом, и только один — Heinkel He 177 — принял участие в боевых действиях. Были даже проекты бомбардировщика «Америка», который мог бы достичь Нью-Йорка, но эта цель так и не была реализована.
12. Me 163 Komet – истребитель-фейерверк
Крошечный Мессершмитт Ме 163 Комет был единственным в мире истребителем с ракетным двигателем. Он был предназначен для перехвата высоколетящих американских бомбардировщиков над Германией. В нем использовалось жидкое топливо, состоящее из двух летучих веществ, которые воспламенялись при смешивании.
Тяги было достаточно, чтобы поднять крошечный истребитель на высоту 39 000 футов за 3,45 минуты с максимальной скоростью более 550 миль в час. Операции начались в мае 1944 года, но «Комета» была слишком быстрой, и пилотам было трудно атаковать медленно движущиеся бомбардировщики. Кроме того, ракетный двигатель проработал всего 7 минут, после чего пилоту пришлось вернуться на базу.
Аварии были обычным явлением, и даже небольшие количества крайне нестабильного топлива могли вызвать взрывы при неосторожном обращении. Было построено 364 «Комета», но они сбили только 16 бомбардировщиков, потеряв не менее 13 собственных, что было плохим показателем для столь крупных технологических усилий.
13. Шверер Густав – немецкая железнодорожная пушка.
Гигантская железнодорожная пушка использовалась немцами для бомбардировки Парижа во время Первой мировой войны. Концепция столь колоссального оружия возродилась в 1936 году, когда Адольф Гитлер спросил начальника отдела вооружений Круппа, какой тип орудия сможет разрушить укрепления линии Мажино. Орудие получило обозначение Schwerer Gustav. 80-сантиметровая пушка весила 1350 тонн и могла метать 7-тонный снаряд на 29 миль.
Оно было завершено слишком поздно для нападения немецкой армии на Францию в мае 1940 года. Артиллерийское подразделение, которому оно было передано в январе 1942 года, получило название «Дора». Он произвел 47 выстрелов по городу Севастополь в Советском Союзе, при этом ствол изнашивался. Второе орудие производства Круппа, Schwerer Gustav 2, в бою так и не использовалось. Schwerer Gustav 2 был поставлен на хранение в марте 1943 года на Рюгенвальде – артиллерийском полигоне. Возросшая эффективность воздушных бомбардировок во время Второй мировой войны сделала эти большие орудия устаревшими.
14. Фау-2 – оружие мести Гитлера.
Ракета Фау-2 была самым передовым оружием Германии во Второй мировой войне, а также самым дорогостоящим. Это было второе из гитлеровских «оружий мести» — большая баллистическая ракета с боеголовкой весом в одну тонну, которая достигла края космоса, прежде чем снизиться на сверхзвуковой скорости к своей цели. Разработка немецкой ракеты началась еще до войны, но Фау-2 не была готова до осени 1944 года. Она использовалась в основном против Лондона и Антверпена, и защиты от нее не было.
Однако, хотя это оружие было технически блестящим и имело несомненную пропагандистскую ценность для находящейся в боевой готовности нацистской иерархии, оно нанесло сравнительно небольшой ущерб в обмен на огромные суммы, потраченные на него. Общее количество взрывчатки, доставленной примерно 3000 выпущенными Фау-2, было намного меньше, чем могло быть сброшено за один налет бомбардировочным командованием Королевских ВВС. В результате атак Фау-2 погибло 9000 человек. К сожалению, при создании этого оружия погибло гораздо большее количество рабов.
15. Боултон Пол Дефайант – британский боец с недостатками
Необычный двухместный самолет Boulton Paul Defiant поступил на вооружение британских ВВС в декабре 1939 года. Его единственное вооружение, состоящее из четырех 0,303-дюймовых пулеметов, было сосредоточено в турели с механическим приводом, расположенной позади пилота. Концепция башенного истребителя изначально была разработана для борьбы с массовыми формированиями несопровождаемых бомбардировщиков, при этом пилоты располагали свои самолеты сбоку или снизу, чтобы артиллеристы могли обстреливать свои цели.
К сожалению, большой вес самолета и отсутствие вооружения, стреляющего вперед, сделали его уязвимым для обычных истребителей противника. Две эскадрильи «Дефайент», участвовавшие в битве за Британию, понесли тяжелые потери, и их пришлось отвести. Позже самолет добился определенных успехов в качестве ночного истребителя во время Блица, но затем был отправлен на обучение.
16. Ветряная пушка – эксперимент с авиацией
Windkanone (Ветровая пушка) — причудливое немецкое зенитное орудие. Он представлял собой большой ствол, загнутый вверх с одного конца, через который взрывная струя сжатого воздуха выбрасывалась вверх за счет воспламенения смеси водорода и кислорода. Целью было сбить низколетящий самолет.
Испытания показали, что мощный «снаряд» высокоскоростного воздуха может нанести ущерб наземным конструкциям, но было неясно, окажет ли он желаемый эффект против небольшого, быстро движущегося самолета. В 1945 году на мосту через реку Эльба была установлена ветровая пушка, но она не принесла никаких результатов.
17. Камикадзе – японское оружие смертников
Японские военные считали смерть в бою лучшим способом служить своему императору. Когда война начала поворачиваться против Японии, использование оружия смертников стало естественным продолжением этого идеала – и символом отчаяния. Самым известным примером были камикадзе – пилоты, которые намеренно врезались своими самолетами в американские корабли. «Ока» представляла собой пилотируемую летающую бомбу с ракетным двигателем, которая размещалась под самолетом, а затем сбрасывалась рядом с целью. Были также моторные лодки-смертники «Синё» и пилотируемые торпеды «Кайтэн».
Не все оружие камикадзе было маленьким. Гигантский линкор «Ямато» был отправлен с заданием в один конец во время битвы за Филиппины в 1944 году. Он был потоплен американской авиацией. Атаки японских смертников иногда приводили к тяжелым жертвам, но не было никакой надежды остановить огромный американский натиск. Даже некоторые японские командиры считали эту тактику расточительной и бесполезной.
18. Японские военные воздушные шары – отчаянная попытка победить США
Во время Второй мировой войны Соединенные Штаты пользовались положением фактической неуязвимости для воздушных атак. Ни один обычный самолет не мог добраться до него из страны Оси. Однако с ноября 1944 по апрель 1945 года японцы предприняли попытку бомбардировки с использованием беспилотных аэростатов с прикрепленными к ним зажигательными или фугасными устройствами.
Они были доставлены из Японии реактивным потоком – западным потоком воздуха на большой высоте – и бомбы были сброшены автоматически, надеясь, что они упадут на землю над территорией США или Канады. Было выпущено около 9000 бомб, но лишь немногие из них упали на берег, и власти зафиксировали только около 300. Ущерб был незначительным.
Самой большой угрозой от воздушных шаров были лесные пожары. Единственными жертвами стали женщина и шестеро детей, которые умерли в мае 1945 года, когда обнаружили воздушное устройство в Орегоне.
Продолжить чтение:
- Пожелание солдату на войне
- Слова благодарности родителям за сына воина от командования
- Новогодние пожелания солдатам России участникам СВО на Украине
- Пожелания родственникам воинов СВО
- Пожелания солдатам СВО
© ВЕВЕЗА